Исследователи природы

Школьная страна аватар

Исследователи природы -

Моя инициатива — воплощение в реальность
Всероссийский конкурс,

Россия, г. Санкт-Петербург,

февраль-март 2012 г.

Исследователи природы

 Авторы и организаторы проекта: Семенова Светлана Владимировна, учитель биологии 1 категории,

 Екимова Оксана Сергеевна, учитель биологии 1 категории  МКОУ «лицей «Альфа», с. Усть-Ишим, Омской области

 Номинация: Экологические проекты на школьной территории, в городах, посёлках, сёлах.

 Название проекта: Экологический проект «Исследователи природы».

Ишим село в Сибири

  В стихах и песнях мы часто воспеваем свою малую родину. Но порой живем и не задумываемся над тем, что делается вокруг нас. Зато бываем часто не довольны чем-то (состоянием дорог, плохим качеством воды, отсутствием досуга, состоянием леса и т.д.). Но давайте подумаем над тем, что каждый из нас может сделать для того, чтобы уголок малой родины, где мы живем, стал лучше?

  С целью повышения экологического образования и бережного отношения к природе среди учащихся лицея «Альфа» был разработан экологический проект «Исследователи природы», который направлен на экологическое воспитание учащихся, а так же на изучение окружающей среды села Усть – Ишим, приобщение учеников к бережному отношению к окружающей среде.

Результатом участия учеников в проекте является не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Опыт внедрения проекта показал, что школьники, получившие определенные экологическое представление, стали бережнее относиться к природе, что в будущем повлияет на улучшение экологической обстановки Усть-Ишимского края.

Гипотеза проекта: Использование различных форм и методов экологического воспитания как на уроках, так и во внеурочное время, способствует формированию экологической культуры личности.

Цель проекта - создавать условия для развития экологического воспитания, бережного отношения учащихся к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

  • Изучить учебную, научно-популярную литературу по проблеме проекта

  • Выяснить основные экологические проблемы своего края

  • Выяснить неблагоприятные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье

  • Наметить пути решения экологических проблем своего родного края

  • Вести исследовательские работы по изучению экологических проблем

  • Использовать различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы.

Продукты проекта:

  • Презентации

  • Материалы входного и выходного тестирования

  • Буклеты

  • Вики-статьи

  • Статьи в газету

  • Листовки

Основные концептуальные положения проекта

Проект ориентирован на образовательный стандарт основного общего образования по биологии основной школы 2004 года, а также на использование программы Омское Прииртышье и региональной программы непрерывного образования для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ.

Для реализации проекта:

  • Составлен план работы по проекту в школе.

  • Продумана система управления проектом.

  • Разработано текущее, промежуточное и итоговое оценивание.

  • Определились с темой исследований, формами, методами и методиками работы.

  • План работы по проекту в школе

 

 

Подготовительный этап

Кто отвечает

 

1. Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта (используя буклеты).

Руководители проекта.

 

2. Определится с темой исследования

Учащиеся проекта.

 

3.Разбиться на группы

Учащиеся и руководители проекта.

 

4. Составить список необходимого оборудования для проведения исследовательских работ.

Руководители проекта

 

5. Составить план-график посещения элективных курсов.

Руководители проекта

 

6. Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.

Руководители проекта

 

7. Приготовить необходимые принадлежности для практических занятий.

Руководители проекта

 

8.Опубликовать новости проекта на сайте школы

Руководители проекта

 

9.Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.

Руководитель проекта

 

 



 

Процесс обучения

Кто отвечает

1. Ознакомить учащихся с критериями оценивания исследовательских работ.

Руководители проекта

2. Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.

Руководители проекта

3. Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

Руководители проекта

4. Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

Руководители проекта

5. Сфотографировать учащихся во время работы по проекту.

Руководители проекта

6. Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся).

Руководители проекта

7. Выступить с исследовательской работой на научно исследовательских конференциях.

Руководители проекта, участники проекта.

 



 

Заключительный этап

Кто отвечает

1.Поблагодарить учащихся которые помогали разрабатывать проект.

Руководители проекта

2.Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.

Руководители проекта

3.Вернуть оборудование, книги.

Руководители проекта

4.Организовать презентацию итогов проекта.

Руководители проекта

5.Наградить отличившихся учеников грамотами.

Руководители проекта

6.Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.

Руководители проекта

 

 

Формы, методы и методики проведения исследования.

Тема исследования

Формы

Методы

Методика исследования

1.Исследование воды из водозабора в селе Усть – Ишим.

Групповая

Наблюдение, работа с литературными источниками, опросы, обработка статистических и исследовательских данных, анализ

Определение количества твердых загрязняющих частиц. Определение РН. Качественное определение ионов Cl, SO4, NO3.

Определение запаха и прозрачности талого снега.

2.Выявление степени загрязненности окружающей среды в селе Усть – Ишим через исследование снега.

Групповая

3. Проблемы бытового мусора в селе Усть – Ишим

Групповая

Экологический мониторинг (наблюдение, количественный и качественный учет ТБО)

4.Загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом в селе Усть – Ишим.

Групповая

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздухе.

5.Содержание диоксида серы и свинца в окружающей среде села Усть – Ишим.

Групповая

Наличие свинца, поступившего в окружающую среду из автомобильного топлива.

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Цель: подготовить учащихся и родителей к участию в проекте.

Содержание этапа:

  1. Беседа с учащимися.

  2. Встреча с родителями.

  3. Изучение тем и подбор необходимой литературы.

Этап исследования.

Цель: провести исследовательские работы по выбранным темам исследования.

Содержание этапа:

  1. Изучение литературы.

  2. Подбор методов исследования.

  3. Оказание помощи учащимся в проведении исследования.

  4. Создание буклетов и презентаций учащихся.

Заключительный этап

Цель: подведение итогов о проделанной работе

Содержание этапа:

  1. Подведение итогов.

  2. Анализ полученных результатов.

  3. Формулировка вывода о проделанной работе.

  4. Распространение полученных результатов исследования через участие в НОУ «Поиск», публикации в средствах СМИ, организацию и проведения экологических акций - это в форму работу

После завершения проекта по результатам исходящего контроля и НПК учащиеся смогли:

  • Назвать основные экологические проблемы своего региона

  • Найти пути решения экологических проблем своего родного края

  • Наблюдать, анализировать, рассуждать, делать выводы

  • Проводить исследования, анкетирования

Планируемые темы исследовательских работ.

1.Биоиндекация загрязнения водоемов села Усть – Ишим по состоянию популяции водных растений семейства рясковых.

2.Изучение загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной.

3. Кресс – салат как тест – объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.

4. Проблема бродячих животных в селе Усть – Ишим.

[Публикации]

Высказывания

"Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может".

Александр Семёнович ШИШКОВ