Осознанный выбор

Школьная страна аватар

Осознанный выбор -

Моя инициатива — воплощение в реальность
Всероссийский конкурс,

Россия, г. Санкт-Петербург,

февраль-март 2012 г.

Осознанный выбор

номинация «Профориентационные проекты учителей и школьников»

Руководитель проекта: Гречаная Валентина Таймазовна, директор

Осознанный выбор Леуши интернат

  • Актуальность

В условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих ограниченные возможности в развитии.

В настоящее время остроактуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с ограниченными возможностями не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе.

Вследствие этого специальные коррекционные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей, разработке и использовании специфической системы профориентирования и профподготовки.

Леушинская (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат является Казённым специальным (коррекционным) образовательным учреждением ХМАО – Югра для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении обучается и воспитывается 66 детей, 48 детей с круглосуточным пребыванием и 18 детей с пребыванием на неполный день.

 

Проблема эффективности подготовки воспитанников школы-интерната к успешной интеграции в социум и их адаптации была и остается для нашего образовательного учреждения до сих пор наиболее значимой.

Анализ педагогического опыта решения вышеназванных проблем показывает, что, несмотря на неоднократные попытки формальными средствами реализовать на базе общеобразовательных дисциплин межпредметные связи или моделировать практическую профориентационную деятельность в рамках специального (коррекционного) образовательного учреждения, достичь реального успеха в мотивации и подготовке выпускников коррекционной школы к осознанному выбору профессии подобным образом не удается.

Причина проста: узкие рамки игры, как правило, не в состоянии восполнить потребность детей прочувствовать жизненные ситуации так, чтобы вынести из «игры во взрослую жизнь» чувственный опыт.

Поэтому именно системный подход к профориентационной работе в школе, тесная связь с близлежащими начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, производственными предприятиями даёт реальную возможность осознанного выбора профессии для выпускников коррекционной школы.

Богатый накопленный опыт по решению данной проблемы, наличие сплоченной команды педагогов-единомышленников во главе с директором школы-интерната Гречаной Валентиной Таймазовной позволили разработать и реализовать модель эффективной системы подготовки воспитанников к самореализации в обществе, в принятии ими осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути.

В течение шести лет коллектив Леушинской школы-интерната под руководством Гречаной Валентины Таймазовны с успехом претворяет в жизнь данный проект, названный «Осознанный выбор».

Профориентация в Леушинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих развитию у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, формированию профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.

Ценность проекта:

Реализация данного проекта позволяет сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями физического развития в развитие жизни общества, содействия их самореализации и востребованности.

Цель проекта:

Создание условий, обеспечивающих профильное самоопределение выпускника коррекционной общеобразовательной школы VIII вида на базе образовательной деятельности, позволяющей реализовывать постепенно количественное и качественное увеличение насыщенности выбора содержания и формообразования.

Задачи проекта:

1. Создание и реализация модели профессиональной подготовки учащихся на базе образовательной деятельности, позволяющая реализовывать постепенно количественное и качественное увеличение насыщенности выбора содержания и формообразования.

2. Развитие социального партнерства, как особого типа взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда, государственными и местными органами власти, предприятиями и организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

3. Выработка системного подхода, задающего проектно - технологический способ организации образовательного пространства для реализации профориентационных воспитательных программ различных уровней.

4. Использование личностно – деятельностного подхода, утверждающего взаимообусловленность деятельности и развития.

5. Создание единого образовательного пространства профессиональной ориентации на базе школы

Реализация вышеназванных направлений невозможна без создания активной среды для практической деятельности детей и подростков, такой среды, которая с высокой степенью приближения моделировала бы элементы нашего социума.

На основе идей открытого и непрерывного образовательного пространства, с учётом целей и задач профессиональной ориентации учащихся основной школы, определено понятие и создано «образовательное пространство профессиональной ориентации», которое возникает за счет интеграции общего, дополнительного, коррекционного направлений деятельности нашего образовательного учреждения.

Образовательное пространство профессиональной ориентации учащихся:

а) направлено на создание условий для приобретения опыта выбора воспитанниками содержания образования, образовательных ресурсов и способов учебной деятельности;

б) обеспечивает опережающую (пропедевтическую) работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими после выбора того или иного направления образовательной деятельности по окончании основной школы;

в) организуется педагогами с целью профессиональной ориентации и обеспечивается персонифицированным психолого-педагогическим сопровождением;

г) обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного выбранного в дальнейшем профиля обучения.

Ожидаемые результаты:

- повышение у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности;

- формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание учащимися социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

- ознакомление воспитанников с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Разработанная модель реализации системы профориентирования состоит из четырех основных модулей:

-модуль организационно- диагностический;

-модуль информационно- коммуникационных технологий;

-модуль образовательный;

-модуль предпрофильной подготовки.

Организационно-диагностический модуль осуществляет:

- создание нормативно-правовой базы;

- обеспечение методическими материалами по профориентации;

- оформление динамических стендов по профориентации;

- организацию работы кружков, секций, факультативов, ОПТ, ОППТ;

- изучение характерных особенностей учащихся : интересов, потребностей, склонностей, способностей, профессиональных намерений, черт характера, темперамента, состояния здоровья.

Модуль информационно-коммуникационных технологий обеспечивает:

- создание информационной системы по профориентации;

- ознакомление учащихся и выпускников с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

Образовательный модуль реализует:

Комплексный подход в обучении и воспитании для профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Модуль предпрофильной подготовки содействует созданию условий, обеспечивающих самоопределение выпускников школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности, решает следующие задачи:

- формирование готовности выпускников школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

- формирование мотивации кизучению учебных дисциплин по избранному профилю;

- расширение возможностей социализации учащихся;

- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся школы, содействующей их самоопределению по завершению школьного образования.

Профориентационная работа охватывает 3 периода:

1 период – 4-7 класс – побуждение учащихся к выработке

индивидуальных способов собственной деятельности, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта;

2 период – 8 класс – знакомство ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, в случае выбора того или иного профиля;

3 период - 9 класс – оценка и «примеривание» своих сил и индивидуальных возможностейдля конкретного профиля.

Характерная особенность данного проекта - систематичность и преемственность в профориентационной работе с 4 по 9 класс

Таким образом, разработана и реализуется система, обеспечивающая каждому воспитаннику возможность осознанного профильного самоопределения, включающая:

- «Программы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» для каждого периода обучения с 4 - 9 классы,

- занимательный труд,

- предпрофильную подготовку,

-трудовой, производственный практикумы (по программам столяр, плотник, швея-мотористка),

- программы факультативов:

  • "Ищу работу",

  • "Элементы физики и химии в быту и на производстве",

  • «Гильоширование» (программа по социальной практике учащихся с ограниченными возможностями здоровья),

  • «Экономический практикум»

Большое внимание уделяется осуществлению тесного сотрудничества школы, семьи, предприятий, средних профессиональных учебных заведений.

С этой целью ежегодно разрабатывается и реализуется скоординированный план (см. Приложение) взаимодействия школы со средними профессиональными учебными заведениями с близлежащими предприятиями, потенциальными работодателями будущих выпускников.

Проект предполагает систематическое проведение открытых, общешкольных мероприятий по профессиональной ориентации, совместных с родителями, психологом, социальным педагогом, представителями близлежащих организаций.

Проект реализован для учащихся 4-9 классов.

Срок реализации - 6 лет.

  • За время реализации проекта в течение шести лет достигнуты следующие результаты:

  • подготовлено организационное, нормативное, методическое и кадровое обеспечение профессиональной ориентации учащихся в системе школы;

  • составлен банк данных, полученных в результате изучения профессиональных склонностей, интересов и воспитанников;

  • разработаны рекомендации учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, выявленным на основе результатов диагностики.

  • создана информационная база дидактических материалов по реализации профориентированного обучения и воспитания обучающихся;

  • cоздана особая профориентационная среда – сообщество детей и педагогов, в котором дети могут проявлять и развивать свои способности

  • создана непрерывная система профориентационной подготовки учащихся, значительно повышающая эффективность обеспечивающих профильное самоопределение выпускника коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

  • усовершенствована материально-техническая база, подобран и реализуется кадровый потенциал

  • разработана модель дальнейшего развития проекта.

  • В связи с эффективностью реализации вышеуказанного проекта планируется дальнейшая его разработка, заключающаяся в создании учебно-производственного комбината на базе данного учебного заведения, позволяющая содействовать успешной интеграции воспитанников в социум.

Благодарим за внимание, надеемся на плодотворное сотрудничество и взаимодействие.

[Публикации]

Высказывания

"Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может".

Александр Семёнович ШИШКОВ