Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"

Школьная страна аватар

Живые традиции и гостеприимство "Ягодки" Воспитание патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"

Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с родной культурой с самого раннего детства. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Мы стараемся бережно хранить культурно-историческое наследие предков, традиции, поскольку без прошлого нет будущего.

  На протяжении вот уже долгих лет в детском саду «Ягодка» с. Ягодное с ясельного возраста фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Лучшие национальные традиции учреждения вбирают в себя народные игры, праздники, посиделки, которые имеют многовековую историю. Здесь дошкольники знакомятся с потешками, играми, прибаутками, сказками, песнями до выпуска в школу. В «Ягодке» большое внимание уделяется и знакомству малышей и с национальной кухней. Дети не просто знают названия блюд разных народностей, пословицы, поговорки, песни, связанные с особенностями кухни разных народов среднего Поволжья, но и принимают непосредственное участие в их приготовлении (готовят начинку, лепят пирожки, пельмени…)Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"

  Педагоги детского сада используют фольклорные произведения во всех формах непосредственной образовательной деятельности и, в частности, при коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Традиционным стало проведение любимых праздников: Масленицы, Осенин, поседелок у самовара, капустных вечёрок. На такие мероприятия приглашаем родителей, бабушек, которые исполняют народные песни, частушки, знакомят детей с национальными языками. Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"

  От экскурсии в краеведческий музей г.Тольятти у детей всегда остается масса впечатлений. Там они так же знакомятся с национальным фольклором, слушают музыкальные произведения и играют на народных инструментах, принимают участие в мастер-классах «Живая глина» по изготовлению посуды. После посещения музея у дошкольников развивается интерес к народной культуре.

  С библиотекой составлен план работы, в который включены мероприятия по данному направлению. Сотрудники библиотеки ежемесячно предоставляют тематическую литературу в детский сад из своего фонда, организуют совместные развлечения на базе детского сада и ДК, готовят тематические выставки «Мы разные, но не чужие», в которой рассказывается о народах среднего Поволжья, их языке, традициях, культуре, устном народном творчестве, о национальных костюмах и предметах быта.

С устным народным творчеством (сказки, пословицы, загадки) дети знакомятся и через представления театров: «Арлекин», «Динь - дон», «Мяу» и др.

Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"  В 2009 году наше учреждение представляло в Ставропольском районе опыт своей работы по ознакомлению детей с культурой и традициями русского народа.

Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"

А в 2013 году окружной семинар-практикум «Поволжье – Родина моя» мы посвятили традициям народов нашей Самарской области.

Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"  Не могли не поделиться этим богатейшим опытом и с коллегами других регионов нашей страны в г.Санкт-Петербург. Там с 24 по 28 апреля проходил Ежегодный открытый конкурс исследовательских проектов «Из глубины веков до наших дней», организованный редакцией газеты «Школьная страна», где наши педагоги приняли активное участие наряду с теми, кто проявляет интерес к изучению и сохранению культурного наследия своей малой родины.

Целью такого конкурса было воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к семье, к семейным традициям, к историческому, культурному наследию, толерантности и уважения к культурам, традициям и обычаям разных народов, населяющих территорию России.
На фестиваль съехались педагоги-единомышленники с разных уголков страны: от Камчатки до Краснодара, участвующие в  номинациях «Мой род - мои корни»  (учебно-исследовательские работы посвященные изучению истории своей семьи, своему роду, семейным обычаям и традициям), «Сказки, былины, легенды и их герои» (учебно-исследовательские работы, посвященные изучению сказок, былин, легенд и их героев, уникальных или характерных для местного края), «Особенности национальной кухни. Праздники и будни» (работы посвященные изучению особенностей рецептов национальной кухни, приготовления пищи, использования особенных продуктов питания, самобытной утвари, одежды характерных для местного края), «Наедине с природой» (работы посвященные изучению истории взаимоотношений человека и природы, отражения природы в этнической культуре, влияния исторически сложившихся этнических, религиозных традиций на отношение к природе), «Исторические символы и памятные места» (учебно-исследовательские работы, посвященные характерным местным символам, по мнению автора  работы, которые могли бы отличить местную самобытность и стать «визитной карточкой» малой Родины).

Такие работы-исследования, как: «Мой прадедушка» (г. Санкт-Петербург), «Краеведение как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения» (Карелия, г.Беломорск), «Создание инновационной модели социализации обучающихся в образовательном учреждении» (Липецкая обл., г. Елец), «Память из рода в род» (г.Кранштадт), «Зеленая школа Кубани» (г.Краснодар), «Крымская война на Белом море» (г.Архангельск) не оставили никого равнодушными. По достоинству оценен и проект «Милый край» - работа по экологической защите села Нукуты Иркутской области, где дети совместно со взрослыми обустраивают территории школы, дошкольного учреждения - своё село. Надо отметить, что дети поразили публику красивыми, очень яркими национальными бурятских костюмах, своей непосредственностью, артистизмом. Школьники порадовали нас песней на бурятском языке и национальным танцем.

  Работа нашего учреждения «Фольклор и гостеприимство – живые традиции «Ягодки» была представлена в номинации:

«Особенности национальной кухни. Праздники и будни». Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"

  Живые традиции и гостеприимство "Ягодки"

Мы неустанно делились с коллегами других регионов тем, как с самого раннего возраста воспитываем любовь и уважение к культуре народов среднего Поволжья. Коллеги высказали свое мнение о том, что малые фольклорные жанры действительно являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Педагогов особенно удивило активное участие родителей в подготовке и проведении музыкально-фольклорных праздников, конкурсов, театрализованных представлениях. Взрослые участники единогласны в том, сто совместная работа педагогического коллектива, родителей и социальных партнеров является залогом успешного воспитания толерантности у дошкольников.

  Проект не оставил равнодушными ни взрослых, ни детей. Их заинтересовали, как элементы национальной атрибутики и многообразие костюмов, использованные в режимных моментах, в образовательной и совместной деятельности, в развлечениях и праздниках, так и развивающая среда в саду и непосредственно в отдельных группах.

  Школьники, принимавшие участие в конкурсных мероприятиях, пожалели, что не посещали именно такой детский сад, как наш, а организаторы конкурса и члены жюри изъявили желание погостить в детском саду «Ягодка».

 Живые традиции и гостеприимство "Ягодки" В лице организаторов конкурса, в частности редакции газеты «Школьная страна» мы приобрели новых социальных партнеров. А с коллегами из разных уголков нашей страны, продолжаем общение и обмениваемся опытом через социальные сети.

Наша работа отмечена дипломом I степени.

  Мы, участники Всероссийского конкурса, учитель-логопед, Надежда Юрьевна Голева, и музыкальный руководитель, Ниля Такиевна Михедова, выражаем огромную благодарность за помощь в подготовке к такому серьезному мероприятия: руководителю СПДС «Ягодка» Додиной Н.В., старшему воспитателю Матемаричевой О.Н., взрослому и детскому коллективу детского сада.

  Большое спасибо семьям Ревякиных, Сафьяновых с.Ягодное за организацию посещений Ваших семейных музеев.

  Мы уверены, что и в будущем совместная работа педагогического коллектива, родителей и социальных партнеров будет залогом успешного воспитания детей нашей «Ягодки».

Делегаты всероссийского

открытого конкурса исследовательских проектов

«Из глубины веков до наших дней»

в г.Санкт-Петербург

Голева Н.Ю., Михедова Н.Т.

[Публикации]

Высказывания

"Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может".

Александр Семёнович ШИШКОВ